Декабрь 22 2020 0Коментарий

Геодезические изыскания и проектирование автомобильных дорог

 

Возведение жилых, промышленных и инфраструктурных объектов требует тщательного изучения местности. Инженерные изыскания и проектирование автомобильных дорог — важный этап, предшествующий их строительству. От него во многом зависит надежность, удобство и долговечность шоссе. Кроме того, грамотное выполнение геодезических работ гарантирует безопасность эксплуатации объектов. Что особенно важно, учитывая их специфику — загруженность и высокие скорости движения транспорта.

 

Особенности геодезии при строительстве автодорог

Проектирование и изыскания автомобильных дорог и аэродромов имеют свои особенности. В основном они связаны с большой протяженностью объектов. И как следствие наличием сооружений, пересекающих будущую магистраль — мостов, тоннелей, акведуков и прочего.

Для начала проводится съемка для измерения углов, расстояний и направлений к другим объектам. Далее по готовому проекту производится разбивка, а теоретические схемы будущей дороги выносятся в натуру разметкой на местности. Также разбиваются запланированные объекты вдоль автотрассы или железной дороги. При этом соблюдается принцип «от общего к частному» и следующий порядок:

  1. Изучение имеющихся материалов, создание разбивочных чертежей, определение сроков работ.
  2. Закрепление на территории временных реперов, дальнейшее восстановление их при помощи привязок.
  3. Детальная разбивка участка, дорожного покрытия, коммуникаций, инфраструктуры, мостов и прочего. Выносятся характерные точки дороги, указываются кривые поворотов.
  4. Проверка точности работ осуществляется исполнительной съемкой и геодезическим контролем.

 

Когда выполняются геодезические работы при строительстве автомобильных дорог?

Первоначально необходимо определиться с оптимальным участком для будущего строительства. Для этого проводятся геодезические измерения местности, которые также включают примыкающие линии и пересечения другими объектами. После рекогносцировки и трассирования выполняется разбивка осей, а также кривых для второстепенных дорог. Разбивка автодороги производится, когда утвержденный проект необходимо привязать к реальной местности. Таким образом, работам предшествует разработка, согласование и экспертиза проектно-сметной документации.

Проведение работ требует высокой точности исполнения и полного соответствия проектным данным. От этого зависит качество строительства и эксплуатационные характеристики новой автодороги. Поэтому геодезические разбивочные работы при строительстве дорог лучше поручить профессионалам. Обеспечить необходимую точность способны только опытные инженеры-геодезисты, которые выполняют работы согласно действующим государственным нормативам.

 

Этапы работ по возведению объекта

Все работы по возведению автодороги можно разделить на несколько этапов. Причем качество выполнения каждого из них отражается на конечном результате.

 

Проектирование автодороги

Проектирование линейного объекта включает в себя большой объем расчетов, чертежей и исследований. В том числе геодезические работы при строительстве дорог, которые нацелены на изучение рельефа и особенностей ландшафта местности. При этом учитывается наличие природных и искусственных объектов — зданий, сооружений, водоемов, трубопроводов и прочего.

Работы проводятся путем топографической съемки всего участка будущей трассы. Они помогают выбрать оптимальную траекторию дороги, рационально использовать материалы и принять другие обоснованные проектные решения. Кроме того, позволяют прогнозировать влияние климата и природных явлений на функционирование будущего объекта. И при необходимости предусмотреть мероприятия, которые помогут минимизировать данное влияние.

 

Подготовительный этап

Подготовка к строительству начинается непосредственно на площадке. Она состоит в определении и переносе в натуру реперных точек. А также разработке геоподосновы — инженерно-топографического плана территории с исходными геодезическими сведениями о площадке с привязкой географических координат. Геоподоснова отображает следующие данные:

  • площадь участка;
  • форму, размеры и координаты;
  • наличие коммуникаций;
  • другие особенности местности.

 

Строительство автодороги

Изыскания, проектирование дороги — лишь предварительные стадии строительства. Далее начинается прокладка магистрали согласно разработанному проекту. Во время проведения работ выполняется контроль геометрии автодороги. Кроме того, на отдельных участках проводится исполнительная съемка для контроля:

  • габаритов и толщины асфальтового покрытия проезжей части;
  • уклонов и способности отвести дождевую воду;
  • отметок бордюра и дождеприемников;
  • подземных инженерных коммуникаций под дорожным полотном;
  • наземных сооружений — мостов, путепроводов, трубопроводов и прочего;
  • радиусов закругления с местом для поворота габаритного транспорта.

 

Кроме того, предусматривается создание отчетных материалов и разработка необходимых планов.

 

Геодезия в строительстве дорог: разбивочная основа

Изыскания и проектирование железных дорог и автомобильных трасс начинается с геодезической разбивочной основы — выноса и закрепления реперов. На них ориентируются при переносе линейного объекта из проекта в натуру. При этом используются геодезические и мерные инструменты. После установления продольной оси будущей автомагистрали временные реперы обычно заменяются на деревянные с металлическими штырями.

 

Как мы выполняем геодезические работы при строительстве железных дорог и автомагистралей

Компания «Геоспектр-7» предлагает геодезические изыскания для линейных объектов любого уровня сложности. После получения технического задания и подписания договора наши квалифицированные специалисты приступают к работе. Для их проведения используется современное высокоточное оборудование, что гарантирует полную достоверность результатов. А также весь наш накопленный многолетний опыт выполнения подобных проектов.

 

Расчет стоимости работ

Цена геодезии дорог определяется индивидуально и зависит от разных факторов. Основные из них — тип и размер объекта, количество поворотов, сложность рельефа, плотность застройки и прочее. Мы ценим своих клиентов и сохраняем доступный уровень цен при неизменно высоком качестве работы.

 

Подготовка проектных чертежей

Графические материалы нужны для определения методики проведения разбивочных замеров и построения схем разбивки. Также в них обозначаются разбивочные элементы — длины участков и углы, которые необходимо будет отмерить вдоль автодороги. Вся документация составляется нашими инженерами на высоком техническом уровне. И в полном соответствии со всеми установленными нормами и стандартами.

 

Геодезические разбивочные работы при строительстве автодорог

После разработки и утверждения проектных документов приступают к натурным разбивочным работам. При этом геодезисты строго ориентируются на разработанную разбивочную сеть и привязочные ориентиры. Во время работ выполняется следующее:

  • разбивка прямых участков трассы;
  • разбивка отрезков дороги в местах закруглений и поворотов;
  • детальные разбивочные работы с учетом всех элементов автомагистрали.

 

Виды геодезических измерений при выполнении разбивочных работ

Для создания разбивочной сети и вынесения ее в натуру применяются разные виды измерений. Так, горизонтальные расстояния между точками замеряются при помощи дальномеров. Вычисление высотных координат обычно требует нивелирования. А измерение углов выполняется теодолитами или тахеометрами. Для гарантии точности все замеры дублируются путем выполнения в двух направлениях — прямом и обратном. Что позволяет свести вероятность ошибки практически до нуля.

 

Геодезия в автомобильных дорогах: изыскания

Изначальное исследование будущей трассы производится в два этапа:

  1. Сбор и анализ архивных данных местности, визуальное изучение территории.
  2. Проведение необходимых съемок и замеров для оценки актуального состояния участка.
  3. Выявление потенциальных опасностей, выполнение необходимых расчетов и оформление отчета о целесообразности проекта на данной местности.

 

Стоит отметить, что геодезические изыскания обычно проводятся в комплексе с другими видами исследований. Это позволяет оценить характеристики грунта, наличие подземных вод, сейсмичность района, климатические особенности и другие факторы. А также определить ближайшие места добычи строительных материалов — песка, щебня, гравия и т. д. Все эти данные позволяют сделать объективный вывод о технической возможности и экономической целесообразности строительства объекта.

Читать и ответить на комментарий